понедельник, 15 сентября 2014 г.

Алтай моими глазами

Алтай моими глазами…

(отзывы участников летней метапредметной естественнонаучной практики) 2014 год

Редактор и составитель: Тебенёв Иван 9 «Г»
При помощи Королевой Е.В.

Определение места
В это время года рассветы ранние. Алый спросонья, но грозящий разгореться обжигающим золотом, диск Солнца показывается из-за испещрённого неровностями горизонта. Заканчивается ночное гуляние духов и древних, загнанных ходом лет в легенды и самую суть земли сказания. Воцаряется предутренняя тишина. На небесном куполе ещё выделяются, как васильки в поле, огоньки звёзд, но чудится, их можно задуть дыханием ветра.
 В такие минуты спокойствия и равновесия ничто человеческое не властно вмешаться в пробуждение природы. Никакой поэт не опишет шелест трав, не нуждающихся в поэте, и никакой художник не посягнёт на вечные краски луга, который и не думает о художнике. Человек может пытаться воспеть красоту, но никогда не сумеет понять её, ибо не может объять вечное, а вечному не требуется воспевание. Всё в этом месте дышит естеством, а само Естество и есть имя этого места, как и любого другого, где не диктуются тщетно законы человечьи. Природа совершенна там, где соблюдается Естество. Природа говорит на одном языке – языке журчания подземных вод и неторопливого движения облаков.

Постепенно небо светлеет. Солнце всё живительней возвещает о приходе нового дня, дня, непременно непохожего на предыдущий, хотя бы в самой незначительной мелочи. Сегодня нежный лист полевого цветка склоняется чуть ниже к почве, согбенный под запасом своих соков, или несмелый грызун высовывает из норы осторожную морду чуть храбрее, ободрившись утренней прохладой.
Этому месту может не быть дела до городского человека, ведь не знает оно города, но природа принимает и уважает человека, живущего в её подданстве. Здесь много разных, но равно бедных и неказистых деревень. В каждом таком селении пробуждается сейчас терпеливое кипение милых сердцу хлопот: уже закинули в пруд рыбаки свои натруженные удочки, уже развели крик гордые петухи, уже потянуло из распахнутых окон домиков манящим запахом простой деревенской снеди. Кажется такой же простой и понятной вся жизнь этих людей, наделённых, на самом деле, богатством таинства природы. Люди зовут природу домом и родиной, а родину зовут Алтаем. Но родина им – вся Земля, так как нет границ у Алтая и у всех мест, где властна природа!
В это время года день разгорается быстро. Температура в полях, где некому поинтересоваться точной температурой, быстро нагоняет столбцы предполагаемых термометров, пока солнце входит в полную мощь. Жизнь каждый день создаётся заново и поднимает голову прекрасным Фениксом, который, впрочем, птица не местных широт. А здешние птицы заняты своими, им только ведомыми делами. Их щебет и перекрик разряжает величавую тишину залитого солнечным светом пейзажа. Загоняя пространство в круг, склоняют свои древние утёсы горы и скалы, по могучим телам которых то тут, то там сбегает к крупным рекам и озёрам весёлые и озорные юркие речушки – товарищи весенних талых ручейков.
Но не только ручьи петляют, выводя серпантин, по долинам и холмам Алтая. Вопиюще однородной и возмутительно бетонной змеёй вгрызается в траву прямолинейность автомобильных дорог. Природа привыкла к дорогам. Дороги растут и взрослеют, но иначе, чем дерево или злак. Дороги не уснут на зиму и никогда не дадут плодов, потому они смотрятся чуждо на зелёном ковре Алтая. Но природа привыкла к дорогам.
В какой-то час, определяемый только по положению Солнца, какая-то машина, определяемая только по людям в салоне, торопилась по одной из дорог, определяющихся только направлением. И речь об этом автомобиле повелась не из-за собственно неё, конечно, а как раз из-за людей в машине. Почему мы заговорили о них? Они чуть более похожи на полевые растения, более прочих людей. Они молоды и так же чутко ловят живительные лучи солнца. Они набираются сил, они строят свои воздушные замки, оставляя весь мир в меньшинстве.
Зачем же они здесь? Раз так молоды, значит, они здесь, чтобы учиться? Пусть так, но, скорее, они путешественники, они пилигримы, способные ещё принять жизнь и естество за один и тот же прямой маршрут. И Алтай для них только точка, подёрнутая флёром задумчивой тоски, коей отмечен каждый русский человек, и отличная большими удивлениями.
Они, разумеется, по-особенному глядят сквозь стекло автомобиля, иначе осматривают величественные пейзажи, отвечающие им тем же. И этот молчаливый диалог необъясним, незаметен и мимолётен. С точки зрения человеческой речи он не подкреплён ничем. Он ведётся на совершенном, а потому непереводимом языке журчания подземных вод и неторопливого движения облаков.
Тебенёв Иван 9 «Г»

Каждый из лицеистов отдыхал и  развлекался на летних каникулах. Лично я побывала с группой в Алтайском крае, где увидела и узнала много нового.
Была долгая и изнурительная дорога, но она того стоила.
Мы покорили вершину горы "Чертов палец", и после этого каждый был горд за себя. Плыли на моторной лодке по самому холодному озеру. Увидели водопады и ходили по камням возле речки, преодолевая преграды на нашем пути. Гуляли на свежем воздухе в лесу, босиком по траве. Прошли две козьи тропы, шли гуськом по пещере, загадывали желания, проходили по подвесному мосту.
Словом, мы активно отдыхали и делились впечатлениями с научным дневником. Мы хорошо провели время в дружелюбной компании, и, конечно же, мы не против оказаться в том же месте с теми же людьми.
Фокт Алина 9 «Д»

Мы долго ждали Алтайскую практику, и там время пролетело незаметно. Наша группа побывала во многих местах всего за неделю. Гид нас водил на разные экскурсии, было очень интересно и увлекательно его слушать и узнавать историю Алтая. Все ребята подружились, и эта практика сплотила наш коллектив. Поездка на Горный Алтай, на турбазу "Алтан", запомнится нам еще надолго. Мы получили большой опыт и много положительных эмоций. Практику нам провели учитель географии Нина Альбертовна и учитель химии Елена Валерьевна. Возвращаться домой совсем не хотелось, и было очень грустно уезжать. Мы ехали туда на небольшое время, но мы увидели всю красоту Горного Алтая.
Сорокина Влада 9 «Б»

Местная Швейцария
Наступило долгожданное лето. Наш отряд из Лицея отправился на Алтай. Турбаза “Алтан”, где мы остановились, расположена на берегу р. Катунь. Оставались следы недавнего наводнения: повышен уровень рек, мутная вода. У нас были экскурсии по рекам Катунь, Бия, Третья с водопадами, озерам Ая, Телецкое,  на Чемальское водохранилище. Восхождение на гору Чертов Палец. Мы посетили ботанический сад, где представлена растительность всего мира: от колючек до пальм. Много ходили по горам, лесам, натирая мозоли и получая массу впечатлений от пышной растительности. Больше всего мне понравилось Телецкое озеро – Алтынь-Коль, что означает “ Золотое Озеро”. Это жемчужина Алтайского Края. По берегам его раскинулось “зеленое море” тайги. Вода голубовато-зеленая, прозрачная, чистая, глубина его 325 метров. На турбазе мы весело проводили время: плавали в бассейне, ловили клещей.
 Закончилось наше путешествие прощальным ужином с купатами и шашлыком. Было грустно расставаться. Желаю вам так же весело и интересно отдохнуть.
Гапоненко Иван 9 «В»
Говорят, чтобы что-нибудь вошло в привычку, необходим двадцать один день. Врут, видимо, – ведь для того, чтобы горы, лес и, вообще, атмосфера Горного Алтая стали родными для меня, потребовалась всего лишь неделя.
Да и не только, видимо, мне! Моим товарищам по практике отведенных семи дней хватило не только на то, чтобы привыкнуть к уникальной местной природе, но и для того, чтобы стать одной командой. Привязались мы и к нашим великолепным руководителям – к милой, обаятельной и доброй Леночке Валерьевне, являющейся замечательной мамой, и стремящейся к опеке Нине Альбертовне, заботливо забинтовывающей нам головы, дабы солнышко не напекало.
Сказать по правде, не все бы экскурсии я бы выдержала без ободряющих шуток моих товарищей. А ведь это того стоило! Да, путь на Чертов Палец по солнцепеку выдался не самый простой, но ведь какие неповторимые виды открываются оттуда!  И пускай немного укачивало по дороге на Телецкое озеро, эту небольшую неприятность легко пережить, если знать, какими красотами зачаруют тебя эти воды, какая освежающая прохлада от них идет!
«Кругосветная» экскурсия – гвоздь, можно сказать, программы – тоже оставила незабываемые впечатления. Наверное, не разрешить нам прокатиться на тарзанке было решением благоразумным, ну ладно, ведь Чемальская ГЭС и без того красива. Камышлинский водопад был не только прекрасен, но и давал, по легенде, здоровья на целый год тем, кто встал под него. Не только многие практиканты (включая, кстати, меня) решились на это, но и даже наша бесстрашная Нина Альбертовна пошла навстречу холодным потокам воды.
Сейчас, обобщая, я хочу сказать, что практика (а практика ли  была у нас в полном понимании этого слова?) вышла не просто хорошей, а по-настоящему запоминающейся. И дело тут даже не в веселых бессонных ночах и не в теплой воде бассейна и озера Ая, а в самом духе, в самой атмосфере Горного Алтая, окружавшей нас все наше путешествие.
Хрипунова Арина 9 «А»

Эта поездка на Алтай была незабываемой!
Ехали довольно долго и, конечно, все очень устали с дороги. Плюс ещё долго ждали заселения, но никто не унывал! Мы успели за время ожидания прогуляться по турбазе, кто-то даже подкрепился в столовой, а кто-то просто наслаждался природой и свежим воздухом, который нас окружал. Наконец мы все благополучно заселились и отдохнули после тяжёлого пути.
Трудное восхождение на гору Чёртов Палец было тут же забыто, как только мы оказались на самой вершине. Оттуда всё было как на ладони. Вот мост, который все видели из окна автобуса, а вот начинается Чуйский тракт, а там дальше, где-то в самом низу, виднеется наша турбаза… Те эмоции, которые мы там получили, не описать словами!
В последующие дни мы посетили Тавдинские пещеры, водопады, Камышлинский и Корбу, Чемальскую ГЭС, побывали на Телецком озере и озере Ая, отдохнули в ботаническом саду и не споткнулись на козьей тропе на пути к острову Патмос.
За время практики мы познакомились с историей и легендами Алтайского края, посетили некоторые достопримечательности, сделали много фотографий, получили море впечатлений и, конечно, хорошо отдохнули.
Иванова Дарья 9 «Д»

В этом году я уже в 5 раз побывала на Алтае. Этим летом я ездила с группой. Казалось, что уже много раз была и ничего интересного там не будет, но все оказалось совершенно наоборот. Каждый день был особенный, полон красок, событий и познавательных вещей. За неделю нашего там пребывания мы успели посетить "море" интересных, а главное, безумно красивых мест. Но так же огромное спасибо я бы хотела сказать нашему гиду, без него эта поездка была бы не такой увлекательной. И теперь, несмотря на то, что я была на Алтае много раз, я буду туда возвращаться снова и снова, ведь Алтай – чудесное место!
Саранцева Вероника 9»Д»

23.07.14 мы отправились в увлекательное путешествие по Горному Алтаю. Там я познакомилась с ребятами из своей параллели и очень подружилась с ними. Наше путешествие было очень интересным и увлекательным. Если честно, то на Алтае я была в первый раз. Я даже не ожидала, что совсем рядом с нашим городом находится такое шикарное место. Когда мы приехали, то очень много ходили, и поначалу было тяжело, но потом привыкли. Больше всего мне запомнилась экскурсия на Чертов палец. Высота этой горы 500 метров, но шли мы 3 км. Дорога была тяжелая, но очень интересная. Сначала мы шли по лесу. Там мы больше всего боялись клещей и гадюк. Мы постоянно осматривались. К счастью, никого не покусали и гадюка на нашем пути не встретилась. После того, как мы вышли из леса, мы шли по вершине горы. Там уже нам нечего было бояться, так как гадюк и клещей там не было. Было очень жарко, но все-таки мы смогли дойти и покорить вершину горы. Все наши переживания были не зря. Я ни разу не пожалела, что покорила вершину горы. А вообще, мне очень понравилось наше путешествие. Я бы с радостью его повторила.
Толстенко Дарья 9 «В»

Алтай – край нетронутой природы. Здесь можно увидеть многое: величественные водопады, бегущие по горным склонам, горы, вершинами подпирающие небо, текущие у их подножий быстрые горные реки, одной из которых является крупнейшая и самая протяженная река Алтая – бирюзовая Катунь, кристально чистую прозрачную воду в роднике, удивительных полуголых людей, с пустой трехлитровой банкой в руке преодолевающих каменные склоны и скользкие камни маленькой речушки, бесчисленные прилавки с сувенирами, в которых вне зависимости от места расположения часто продают одни и те же товары: привычные магнитики, амулетики, банданы, мешки для сменной обуви, окарины, комусы, лечебные травы и подобные этим предметы, храмы, вход в которые стоит 15 рублей (за свечку: по мнению священников храма, без свечки в храме делать нечего), различные по величине, но одинаково небогатые деревни и небольшие городки.
Эта поездка научила меня многому. Например, тому, что некоторые люди подобны огню: в человеческом жилище требуют строгого контроля, тому, что кто-нибудь обязательно купит в ларьке не отличающийся по вкусу и стоящий в два раза дороже, чем в ближайшем супермаркете, мед, тому, что даже мельтешение разноцветных человечков на зеленом фоне интересно смотреть в хорошей компании и, конечно, тому, что получать удовольствие можно, просто находясь на природе.
Абалаков Дмитрий 9»А»

Вот и закончилось наше летнее путешествие на  Алтай. Все ожидали от этой поездки много экстрима и разнообразных походов, но и без трудностей не обошлось. Они начались сразу после нескольких часов пребывания на Алтае, когда на турбазе не могли найти номера для всех нас, и некоторым пришлось ждать своей очереди заселения под палящим солнцем. Но в целом турбаза мне понравилась, на территории был небольшой бассейн, в котором мы купались почти каждый день после очередного маленького путешествия по изумительной местности Алтая. Прямо перед нашими домиками протекала река Катунь, уровень воды которой значительно повысился из-за обильных дождей и наводнений.
Следующее затруднение ждало нас по пути на гору Чёртов Палец. Нашим путеводителем был очень позитивный человек Сергей Васильевич. Уклон у горы  очень большой, и поэтому было трудно забраться на вершину. Но когда ты, наконец, достигаешь этой цели и когда тебе открывается завораживающий пейзаж, то ты понимаешь, что хоть каждый день готов быть скалолазом, лишь бы наслаждаться этим прекрасным видом вновь и вновь.
 В последующие дни мы побывали в разных местах алтайской местности, но особенно мне понравилась поездка на Телецкое озеро. Оно находилось в трёх часах езды от нашей турбазы, а потому встали мы рано. Нашу группу разделили на две части, так как ехали мы на двух миниавтобусах, в которых все решили досмотреть свои сновидения.  Когда мы приехали на место, я поняла, почему Телецкое озеро называют жемчужиной Сибири. Прозрачная гладь воды отражает высокие каменистые берега, на которых растут столетние кедры и березы, отражает чисто-голубое небо, по которому медленно движется палящие солнце, отражает весь Алтай, такой загадочный и манящий. А когда ты несешься на катере по этому зеркалу на большой скорости и видишь всю эту красоту более чётко, то очень завидуешь тем людям, которые родились здесь и наслаждаются этим видом каждый день.
В последний день мы купили шашлыков, и вечером все набили себе животы, сидя в беседках.
Алтай – удивительное место, оно как будто оживает, а вместе с ним оживаешь и ты сам. Ведь туманы – это его прозрачные мысли, которые бегут во все уголки мира. Озёра – это его глаза, которые смотрят во вселенную. Водопады и реки – его речь и песни о жизни.
Брежнева Елизавета 9 «Г»

Этим летом у всех восьмых классов проходила летняя практика. Кто-то изучал основы вождения, кто-то подробно рассматривал работу архивов и музеев, ну а мы провели эти жаркие летние дни на Алтае. За те семь дней, что мы там были, нам удалось рассмотреть большую часть местных достопримечательностей, и все они навсегда останутся в моей памяти – такое невозможно забыть.
Восхождение на гору Чертов палец запомнилось утомительным подъемом вверх – но зато, какие великолепные виды открываются после этого на бескрайние долины и быструю Катунь! Просто дух захватывает. Этого не передать ни словами, ни фотографиями – это нужно пережить самому, увидеть своими глазами.
Нельзя забыть и великолепие Телецкого озера. Только представьте: нежно-голубая вода, по обеим сторонам цепи гор, а если смотреть вдаль по длине озера, то противоположного берега вообще не видно. А сколько легенд и мифов связано с этими местами – не счесть.
Чемал. Красота этого места впечатляет. Невозможно описать красоту полуденного солнца меж высоких гор, ограждающих бурную белую Катунь, в которую впадает изумрудный прозрачный ледяной Чемал, обрывающийся водопадом с бетонных опор местной ГЭС. Жаль, что мы были там не вечером – закат в этом безумно живописном местечке выглядел бы еще лучше.
Благодаря этой поездке, я нашел много новых знакомых среди своей параллели, а тех, с кем уже был знаком, узнал еще лучше. Это огромный плюс подобных поездок.
Я думаю, что эта практика запомнится мне на всю жизнь, и я еще не раз  вернусь в это сказочное место.
Бондарев Роман 9 «Г»

Как известно, все лицеисты после восьмого класса проходят летнюю практику. И мы не исключение. Каждый в конце года выбрал себе такую практику, какую пожелал, чтобы эта неделя стала интересной и увлекательной.
Я выбрала выездную практику на Горный Алтай. Собралась группа, и 21июня вечером мы отправились в путь.
По приезде на туристическую базу через 10 часов мы начали исследовать территорию, знакомиться с новыми людьми, располагаться и просто отдыхать. Мы знали, что со следующего дня нас ждет очень активная программа, так и вышло. Всего лишь за неделю мы увидели столько всего прекрасного! Мы ходили на гору "Чертов палец". Шли 3 километра в гору по жаре, но это того стоило. На протяжении всего пути мы могли лицезреть потрясающие виды: горы, леса, поля, реку, цветы... Ездили на Телецкое озеро, которое удивило своими размерами, живописными берегами и ледяной водой. Посещали ботанический сад, озеро Ая, в котором даже искупались. Мы лазили по пещерам, ходили по козьей тропе, купались в водопадах, пробирались через леса, после чего были с головы до ног искусаны комарами, к сожалению. На протяжении всей практики нам рассказывали мифы и легенды, посвящали в быт и культуру алтайцев, рассказывали о местах, которые мы посещали, и давали множество другой познавательной информации.
Алтай очень сильно отличается от всех мест в России, которые мне удалось посетить. Это совсем другой мир. Сложно представить, что в десяти часах езды от нашего родного города есть такая неземная красота. Эти пейзажи неповторимы и уникальны.
У жителей Алтая совсем другая культура, язык. Это какое-то мистическое место. Оно завораживает, и ты забываешь обо всем. Им хочется любоваться снова и снова, узнавать все больше об этих местах, о народе. Там практически отсутствует цивилизация: в большинстве мест нет мобильной связи, нет многоэтажек, небоскребов, нескончаемого потока машин и людей. Там тихо: маленькие деревеньки с милыми небольшими домиками и уютными двориками, коровы, лошади и овцы, пасущиеся на лугах, а вокруг нескончаемые горные цепи.
Вдобавок нашу поездку скрасило то, что нам очень повезло с группой и руководителями. Нина Альбертовна и Елена Валерьевна рассказывали нам много интересного. Мы общались с ними почти на равных, и это дало нам возможность узнать их не только как отличных педагогов, но и как очень хороших людей. Они понимали нас, а мы в свою очередь старались их слушаться.
За эту практику я узнала много интересного и практически побывала в сказке. Эта неделя останется навсегда в моей памяти!
Подгорных Полина 9 «Г»

Любое приключение с чего-то начинается, так и наше началось с поездки на автобусе на турбазу «Алтан», где мы и прошли летнюю практику. Турбаза находилась в одном из красивейших мест, на побережье Катуни. Мне очень понравилось жить в такой местности, к тому же нам разрешалось плавать в бассейне.
За то недолгое время, что мы там провели, я успела узнать много нового, увидеть много интересного. Я не представляла себе Алтай таким интересным до этой поездки, но после неё я поняла, что  ошибалась. Мне очень понравилась чистота озер, высота и скалистость гор, лесные ландшафты были, несомненно, прекрасным дополнением ко всему этому. Особенно мне понравилась место под названием "Чертов палец", я очень хорошо запомнила ту экскурсию, мы долго поднимались к этой вершине, и с неё нам открывались просто невообразимые алтайские виды, я не могла оторвать глаз от этого разнообразия живых и причудливых красок. Затем мы побывали на нескольких водопадах, все водопады были удивительны и красивы, конечно, словами невозможно было бы передать, как бурлящий поток воды разбивался о камни, как кристально чистая вода переливалась в солнечных лучах, я действительно рада, что у меня была возможность увидеть всё это. Ещё мы сплавлялись на лодке по Телецкому озеру. Я никогда раньше этого не делала, сначала было страшно, нас кидало из стороны в сторону, на нас летели брызги, мы даже немного промокли, но в целом мне всё понравилось. А один раз мы сплавлялись по реке Катунь. Ощущения, полученные там, были неописуемы, мы стремительно промчались по быстрой реке и успели многое там увидеть. А ещё мне запомнился ботанический сад, он пестрил разнообразными растениями, я ранее таких даже не встречала. Меня очень заинтересовало то, что там можно было ходить без обуви, проходя по этому саду мне было очень интересно изучать растения и просто любоваться на эти шедевры природы.
В общем, в Алтае мне очень понравилось, все экскурсии меня только порадовали, я не жалею ни об одном проведенном там дне, конечно, хотелось бы вернуться в те места вновь.
Марьяновская Татьяна 9 «В»

Это была моя первая поездка куда-либо без родителей. Полная свобода, которую подарило нам доверие наших руководителей, дни, наполненные смехом и теплом, знания и опыт, что возможно получить только на просторах Алтая,- все это надолго запечатлелось на задворках сознания. Поездка не только преподнесла нам возможность увидеть красивые пейзажи, вникнуть в старинные легенды, нет. Она помогла сблизиться с ребятами из всей параллели, узнать в неофициальной обстановке преподавателей, почувствовать себя взрослыми и независимыми. И теперь так хочется вернуться назад.
Я узнала много нового, повидала старинные места, посидела у Черта на Пальце, оставила монетку для духа Тавдинской пещеры, прошла огромное количество километров вверх, туда, где солнце прикасается к земным просторам.
А дома меня не узнали. Потому что уехал замороченный ребенок с кучей негатива, а приехал загоревший и свежий человек, принесший в дом чистый воздух и тепло Горного Алтая. Действительно, ребята, Алтай меняет людей. И если вы полюбитесь ему, то обязательно вернетесь обратно.